Производственная, библиотечная и стоковая музыка: погружаемся в детали

picture

Автор: Игорь Тихонов

Каждому производителю медиаконтента, сталкивающемуся с задачей подобрать музыкальное сопровождение для своего проекта, важно понимать, на какой "музыкальный ресурс" он может опираться. Особенно это актуально в свете юридических аспектов, ведь использование музыки без соответствующих прав может стать причиной судебных тяжб.

1. Производственная (Production) музыка

Это музыка, созданная специально для использования в различных медиапроектах. Важной особенностью является то, что права на неё принадлежат музыкальной компании, а не конкретному композитору или исполнителю. Это позволяет создателям контента легко и быстро получить необходимые лицензии на использование, минуя сложные переговоры с авторами. Таким образом, производственная музыка становится доступной широкому кругу производителей аудиовизуального контента.

2. Библиотечная музыка

На первый взгляд, это почти та же самая производственная музыка. Основное различие заключается в том, что библиотечная музыка представляет собой своего рода "библиотеку" произведений от разных авторов, из которой можно "взять взаймы" трек. Основное отличие от производственной музыки заключается в том, что авторы музыкальных произведений заключают договор на сублицензию с компанией, которая владеет библиотекой, но при этом сохраняют за собой права на свои треки. Поэтому для конечных потребителей лицензирование библиотечной музыки также проходит в достаточно сжатые сроки, так как они получают права на использование треков минуя авторов.

3. Стоковая музыка

Этот термин аналогичен понятию стоковой фотографии. Вместо длительного и, возможно, дорогостоящего процесса создания уникального трека или заказа индивидуальной фотосессии, создатели могут просто купить права на уже готовое произведение из стоковой коллекции. Это быстро, удобно и часто дешевле, чем библиотечная и производственная музыка и, скорее, напоминает, супермаркет готового контента, где компания-владелец стоковой библиотеки выполняет роль посредника между авторами музыкального контента и его потребителями.

Однако стоит помнить: не все музыкальные агентства, которые помогают конечному потребителю лицензировать музыку, похожи друг на друга. Хотя на первый взгляд может показаться, что термины "производственная", "библиотечная" и "стоковая" музыка взаимозаменяемы, качество услуг, предоставляемых различными агентствами, может существенно варьироваться. Важные параметры, на которые стоит обратить внимание: объем музыкальной базы, качество каталогизации треков, наличие поддержки со стороны специалистов компании и, конечно же, условия лицензирования.

В заключение, ключевые тезисы:

1. Производственная (Production) музыка

Принадлежит музыкальной компании, а не композитору.

Часто покупается на разовой основе, но авторы могут получать отчисления при трансляции. Музыканты иногда получают единовременное вознаграждение и отказываются от дальнейших роялти.

2. Библиотечная музыка

По сути, то же, что и производственная музыка.

Название подразумевает "заимствование" композиции, которую могут использовать и другие потребители.

3. Стоковая музыка

Концепция аналогична стоковым фотографиям.

Удобный термин, чтобы объяснить суть продукта.

Механизм оплаты и взаимодействия такой же, как у производственной и библиотечной музыки.